"Статья про танланцюань от ученика Ван Сююяня" 
А. Бутор


Китайский стиль богомола "Тан Лан Цюань появился около 1600г. Патриархом этого искусства является Ван Лан - уроженец Цзи-Лю из области Цзяодун, что в провинции Шан-Дун.


Ван - это родовое имя, фамилия, означающая князь, а Лан-это прозвище, вторая часть слова Тан Лан-богомол, т.е. Ван- богомол.


История создания стиля передаётся из поколения в поколение - это легенда.
Существует несколько различных легенд, передающихся в разных ответвлениях стиля богомола.
Учитель Ван-Сю-Юань, 9 патриарх стиля Тай-цзи мэй хуа тан лан (богомол цветка сливы великого предела) рассказывал следующую историю:


Ван Лан происходил из семьи (клана), где из поколения в поколение передавалось старинное боевое искусство. Он был сильнейшим бойцом клана Ванов и однажды он увидел, что в родном селении у него нет соперников. Тогда он отправился бродить по Китаю с целью найти достойного противника и сразиться с ним. Он долго не мог встетить никого даже равного себе, но однажды он поднялся в горы и увидел буддийский монастырь. Возле монастыря монахи занимались боевым искусством.
Ван Лан сел поблизости и начал насмехаться над ними. Какое то время монахи терпели, но потом пришли в ярость и бросились на него, но он их легко разбросал в стороны. Тогда монахи сходили за настоятелем монастыря, и вот тогда Ван Лан впервые был повержен на землю, от руки настоятеля.
Дальше, как говорит легенда Ван Лан сидел, отдыхая и посмотрел вверх, на дерево, где тоже шёл бой между богомолом и цикадой. Внезапно в движениях передних лапок богомола, Ван Лан увидел что-то очень важное, лапки были похожи на человеческие руки и богомол мастерски сражался. Внезапно пришло озарение. Ван Лан вскочил, бросился на настоятеля и победил. Он воспользовался техникой маленького насекомого.


Потом Ван Лан остался на несколько лет в монастыре они очень подружились с настоятелем, и в один прекрасный день Ван Лан признался в том, почему в тот день он сумел победить.
Вдвоём они создали новый боевой стиль и назвали его "богомол".
В арсенал этого стиля вошла семейная, клановая техника Ван-Лана, техника буддийских монахов и захват богомола.


Со временем имя настоятеля монастыря было забыто и Ван-Лан остался в истории единственным основателем стиля "богомол".


Уже около 1640 г. стиль разделился на 3 течения - мэй хуа тан лан (стиль цветка сливы), который в последствии стал называться тай цзи мэй хуа тан лан цюань (богомол цветка сливы великого предела).
Ци син тан лан цюань (стиль семи звёзд). Этот стиль в 18 веке вошёл в число шаолинских стилей и стал называться ло-хань (стиль буддийских святых архатов) или полностью ци син ло-хань тан лан цюань.
Лю хэ тан лан (стиль шести соединений), второе название махоу или, полностью лю хэ ма хоу танланцюань, то есть стиль шести соединений богомола и обезьяны, сидящей на лошади.


Первые два стиля - мэй хуа и ци син объединяются под названием ин тан лан - твёрдый богомол, он же мужской, он же светлый.


Стиль лю хэ называется - жуань тан лан - мягкий богомол, он же женский или тёмный.
Впоследствии, около 18 века, от трёх крупных стилей отделились малые ответвления, которые зачастую очень странно называются - например богомол с лапами утки или богомол в шкуре с облезлым мехом. Есть богомол тайных врат, богомол нежных супругов. Всего можно насчитать около 12 ответвлений от 3-х больших стилей.


Искусство богомола складывается из трёх колесниц - в старинных текстах сказано буквально: 3 "махаяны", махаяна - на санскрите - великая колесница. Смысл этого слова, применительно к боевому искусству тот же, что в русском языке - повозка, на которой можно ехать.
Смысл фразы - можно ехать и на одной повозке, но непобедимым становится тот, у кого есть все три.
Калесницы такие:


1.искусство собирания силы

2.искусство правильного удара

3.искусство применения техники


Важнейшая из колесниц - первая, на её основе возводятся вторая и третья.
Её суть - боевой цигун.


1 этап - развитие цзинь - боевой гибкой силы сухожилий


2 этап - собирание ци


3 этап - успокоенность шень (духа)


Основной тренировочный метод (способ взращивания силы) в стиле тай-цзи мэй хуа тан лан цюань - называется та ба ши (восемь больших поз)., второе название кум дяр ба ши (восемь поз натягивания лука) и третье - цигун кунфа (цигун работа).
Васемь форм это:


1.Ци ма ши (форма сидения на лошади)

2.Та день шань ши ( большая форма взбирающегося в гору)

3.Сяо Деньшань ши (малая форма взбирающегося в гору)

4.Туо ши (поддергивающая форма)

5.Та ши (заглотнувшая форма)

6.Юй линь ши (встречающая форма)

7.Хоу ши (форма обезьяны)

8.Куа ху ши (форма перешагивания тигра)


Эти 8 форм в рифмованных правилах описаны так:
"ци ма дэнь шань тунь туо ши юй линь та хоу ци ма цзы".


Общее требование "богомола":
"По форме - богомол, руки тай цзи, шаг замёршей курицы".


Форма богомола - это отнюдь не копирование поведения богомола, а просто использование характерной для этого стиля техники.


Руки тай цзи - это собирательное название различных способов движений рук:
Уход по дуге, атака по прямой, при атаке и обороне согласованность наружного и внутреннего, при атаке не забывать оборону, при обороне помнить об атаке, неразрывность движения и покоя, сочетание быстрого и медленного, крик на восток - атака на запад, показать вверх - бить вниз. В "ян" - "инь", в пустом - полное. В твёрдом - гибкое, в гибком - твёрдое - это, основные принципы кулачного искусства.
Добавлю, что в стиле богомола предъявляются повышенные требования с гибкости верхнего (грудного) отдела позвоночника, плеч и шеи.


Живой богомол способен поворачивать голову на 360°.


В прошлом существовали мастера этого стиля, которые тоже могли это делать.
Также существует категорический запрет на силовую тренировку мышц плечевого пояса - например запрещено отжиматься от пола и подтягиваться - эти упражнения закрепощают мышцы и этим убивают скорость. "Ци" же способна проходить из позвоночника в руки только через мягкие, "отпущенные" плечи.
"Поступь замёрзшей курицы" - означает такое положение ног, когда передняя нога вот вот выпрямится, но всё же не прямая, а задняя нога вроде бы согнута. Такое положение ног удобно для начала и прогресса движения, молниеносных вращений и перемещений.


"Взаимовращение "инь" и "ян" руки находятся в согнутом состоянии, нога впереди прямая, нога позади - согнута.


Что касается понятий "ли" (сила) и "цзинь" (сила) в кулаке богомола имеется следующая формулировка: "То, что ограничено плечами и спиной именуется "ли", а то, что можно мгновенно распространить на конечности, называется "цзинь".


В кулачном искусстве используется последнее.
"Богомол" имеет 8 разрешённых и 8 запрещённых для удара мест.
В отношении движений есть требование 8 твёрдых и 12 гибких.
Из применяемых способов есть 7 "длинных" и 8 "коротких".
Способы кулачного поединка имеют "секреты в 12 иероглифах".
"12 способов бить", "13 способов локтя", "12 форм ног", "23 стопы".
Что значит разрещённые и запрещённые для удара места?


Речь идёт не о каких то правилах боя. Смысл в том, что есть мягкие и жёсткие удары и на теле человека есть мягкие и жёсткие места. Жёсткий удар предназначен для мягкого места, мягкий для жёсткого.


Возможно применение мягкого удара и в мягкое место, но неразумно наносить в жёсткое место, жёсткий удар.


"Секреты боя в 12 иероглифах были сформулированы лично Ван-Ланом:
коу (крюк), лоу (хватать), цай (бить), (объдинены в один принцип).
Куа (верхний блок), (сам по себе верхний блок ещё не принцип, но в стиле богомола верхний блок выполняется одним движением с контратакующим ударом, а это уже принцип.
Дьяо (крюк богомола без сопровождения лоу), Чен (наступать) и Пен (отступать) объединяются в один принцип.
Тё (вызов), означает - ударить первым.
Зян (контракт, контроль) и Нян (прилипнуть)
Тье (приложить, прислониться)
Као (опереться)


Что конкретно означает эти принципы, возможно понять только практически, перенимая искусство у компетентного учителя.


Можно сказать, что в стиле "богомол" - используется определённые внутренние принципы. Для практикующих жёсткие боевые практики может выглядеть странным требование иметь мягкие (слабые) руки.


Однако с помощью специальной тренировки вырабатывается качество называемое "мощь всего тела", где тело это единое целое.


Последователю этого стиля нет необходимости быть крупным, молодым или физически сильным, чтобы применять технику исключительной разрушительной силы. Оооднако необходимо поддерживать хорошее здоровье и форму, что происходит от регулярных тренировок.
Если же форма достигнута и изучены основы, тогда можно развить тонкие (сложные) аспекты внутренней силы.


Использование "мощи тела" делает стиль "богомола" системой ориентированной вовнутрь.
Фактически в нём имеется взаимозависимость жёстких и мягких тактик.
Будучи названы 8 "твёрдых" и 12 "гибких" путей (методов) они описывают схемы, которые в зависимости от ситуации требуют подхода, ориентированного на силу (твёрдый метод), а более правильно не на силу, а на комбинацию ловкости и силы.


И подход "мягкий" или "гибкий", который соединяет своё движение с движением противника, уводит атаку противника в пустоту и атакует в слабое место.


"12 способов бить" означает 12 ударных форм кисти: 5 кулаков (ли цюань, чжуй цюань, со хоу цюань, гу ер цюань и пю мянь цюань) 3 ладони (ва лэн чжан, во синь чжан и пу чжан) когти тигра (ху чжао), 2 вида пальцев и танлан коу - крюл богомола. Эти 12 форм в различных вариантах применения дают 650 ударов руками.


"13 способов локтя" - это 13 базовых техник локтя, из них 5 явных и 8 скрытых.
В различных вариантах применения дают 180 ударов локтем.


"12 форм ног" это 12 базовых шагов, из которых 8 отрабатываются в та ба ши и ещё 4 в других базовых комплексах.


"23 стопы" - это 23 способа бить ногами.


Что же является характерной особенностью стиля "богомол", т.е., чем этот стиль отличается от других стилей традиционного у-шу?
Можно назвать 3 таких особенности:



1.Характерное использование ног (атакующий шаг). Считается, что ноги выполняют 70% техники, а руки только 30%. Это не означает обилие ударов ногами, а означает, что каждый шаг атакует ноги и центр тяжести противника.

2.Сложная и разнообразная техника локтей.

3.Сложнейшие способы "чин-на" (техника болевых заломов и захватов).


Этот метод отрабатывается только в паре. Состоит из 10 парных комплексов, каждый из которых, в свою очередь состоит из 5 маленьких, т.е. всего 50 комплексов:


1.5 комплексов на руки

2.5 комплексов на голову

3.5 комплексов на тело

4.5 комплексов на ноги от таза до колена

5.5 комплексов на ноги от колена до ступни

6.25 комплексов лёжа на полу


Оружие: В каждом ответвлении стиля "богомол" используется различное холодное оружие.
В стиле "тай цзи мэй хуа тан лан цюань" используется:


Одиночная и парная сабли (ДАО), длинный полутораручный меч (дзень), палка высотой до макушки головы (гун), копьё длинной до ладони поднятой вверх руки (чанг) имееющее остриё с обеих концов.
Кроме того есть парные ножи (короткое оружие), парные крюки. Есть необычное оружие - накладки на предплечья с шипами - имитирующие лапы богомола. Есть методы использования коротких палочек из прочного дерева - это оружие может усиливать методы "чин-на".


Шандунь - одно из мест зарождения китайского у-шу, где и поныне живут замечательные традиции кулачного искусства среди народа.


"Богомол" очень популярен в шандуне, где всегда были и есть непобедимые мастера этого стиля.
В "мэй хуа" широкой известностью пользовались "3 горы" из Лайяна - Ли Кинь Шань, Цуй Шоу Шань и Ван Юй Шань, непревзойдённые мастера Моу Пин, Хао Бинь и их ученики Ван Юань Лян, Ван Юань Цянь, Ван Цзюй Шэнь, а также многократные чемпионы Чжан Биндоу, Чень Сюэкунь, Ван Сю Юань, и корифей "мэй-хуа" Чжан Дао Цзин.



В статье использовались выдержки из книги учителя Ван Сю Юань (последний 9 патриарх стиля "тай цзи мэй хуа тан лан цюань")


Ученик мастера Ван Сю Юань
А. Бутор


Взято с