Стиль Богомола Цветка Сливы
(перевод с японского Д. Моисеев)


Среди школы богомола направление школы «Богомол цветка» сливы является наиболее важным. Вообще говоря, изначально, для школы богомола характерно сочетание мягкой техники с широким применением коротких ударов. В этот раз мне хотелось бы познакомить вас со школой «Богомол цветка сливы».
Когда я был на юге провинции Шаньдун мне посчастливилось обменяться опытом с многими людьми занимающимися в школе Богомол цветка сливы. Среди них были мастера Ван Сюэюань (王秀遠) и Чень Сюэкунь (陳学昆), и которых мне хотелось бы сейчас представить.
О мастере Ван Сюэюань уже писал японский журнал «Будзюцу», так что может быть вы о нём уже знаете. Ванлаоши родился в провинции Шаньдун в городе Вэйфан (維坊) в 1953 году. Искусству школы богомола он учился у учителя 斌. Ванлаоши – человек крупного телосложения, как и большинство жителей провинции Шаньдун, но во время объяснений он двигается с такой неудержимой прытью, какую совершенно невозможно себе представить у человека его комплекции. Мастер Ван считает, что танланцюань состоит из трёх главных направлений – «Цветок сливы» (梅花), «Семь Звёзд» (七星), «6 соединений» (六合). Все они мало отличаются, и в принципе являются одним целым. Вместе с тайцзи танланцюань и тайцзи мэйхуа танланцюань, которые в данный момент объединяются, эти школы, подобно лепесткам цветущей сливы, немыслимы друг без друга. Как говорил Ванлаоши, люди, занимающиеся боевыми искусствами, лучше бы меньше говорили о различиях школ, и больше времени уделяли изучению техники. Если бы и новички и мастера занимались бы до седьмого пота, то было бы гораздо меньше всякого ненужного шума вроде: «В каждой семье свой удар» или «Это из какой системы?». Это особенно актуально для японских любителей китайских боевых искусств, которые питают пристрастие к названиям школ.
Ну, а теперь немного об атакующей технике. «Если кулак выставлен, он должен сбивать» – каждый раз атакующий доводит атаку до предела, насколько может дотянуться, ни в коем случае не останавливая кулак – это особенность атаки.
Таолу в школе мэйхуа танланцюань с самого начала не насчитывалось и 10, но в данный момент их 30, а вместе с оружием около 40. Однако, традиционно передаётся всего 20 форм.
Положение рук зависит от места нанесения удара, и старший обычно показывает его, стоя впереди группы.
Сюда входят: прямой удар кулаком (正拳), 透骨拳(中指一本拳кулак среднего пальца), «лапа тигра» (虎手), «крюк» (鈎手) и т.д. Так же существует различные техники для ладоней. Они различаются по месту и силе приложения.
Тренировка кулачных ударов должна быть вплавлена в каждодневную жизнь. Обязательны тренировки ударов перед едой. Эти упражнения должны стать всей жизнью изучающего.
Ну и наконец, я хотел бы представить вам учителя Чень Сюэкунь (陳学昆). Он родился в 1934 году, в провинции Шаньдун, в городе Вэйхай (威海), а сейчас проживает в Циндао. Будучи известным мастером стиля богомола, является президентом ассоциации по изучению стиля тайцзи мэйхуа танланцюань. Ещё ребёнком он начал учиться технике у учителя Биня (斌老師) и с тех пор достиг огромных успехов. Начиная с чемпионатов в Синане (西南) и Наньчане (南昌), он стал победителем многих конкурсов, и сейчас является членом различных ассоциаций ушу. Техника учителя Ченя – это подлинная зрелость, поистине «богомол хватает добычу». К тому же, на его технику серьезно повлиял стиль обезьяны, так что теперь можно говорить о «кулаке богомола и обезьяны». Кроме того, его сильной стороной является владение мечом. В школе богомола используется длинный меч, им работают двумя руками.
Во время моего пребывания в провинции Шаньдун, мне представилась возможность встретиться с коллегами учителя Ченя. Так, в одной комнате в отеле со мной жил китайский бизнесмен, который занимался у него, и мы могли совместно заниматься ба чжоу. (八肘) Кроме этого Чень Сюэкун предоставил материалы по тайцзи мэйхуа танланцюань. Согласно этим материалам, танланцюань был разработан мастером Ван Ланом и впоследствии совершенствовался его последователями. В танланцюань техника носит непрерывный характер, жёсткость сочетается с мягкостью, точнее, мягкость становится жёсткостью. Работа руками характеризуется уникальной точностью. Содержание базовых занятий сводится к восьми формам: начальный уровень, средний уровень, на высшем уровне начинается совершенствование таолу, разнообразием которых славится эта школа. Сюда входят:
• 翻車 fan che,
• 指路 zhilu、
• 梅花路 meihualu、
• 崩捕 beng1bu3、
• 左剛 zuogang、
• 乱截 luanjie、
• 捕蝉 bu chan、
• 斗蛇 dou3she2(1-2套)、
• 十八湊 shibacou3、
• 摘要拳 zhaiyouquan (1~6段)、
• 八肘拳 bazhouquan(1~4段)、
• 白猿出洞 bai2yuan2chu1dong4、
• 白猿串枝baiyuanchuan4zhi1、
• 白猿偸桃 baiyuantou1tao2、
• 白猿帰山 baiyuangui1shan1、
• 白猿献果 baiyuanxian4guo3、
• 白猿坐崗 baiyuanzuo4gang1.
С оружием:
• 達磨剣 damojien、
• 八仙剣 bashanjien、
• 螳螂棍 tanlangun、
• 梅花棍 meihuagun、
• 七星刀 qixingdao、
• 梅花双刀 meihuashuandao、
• 梅花槍 meihuaqiang и т.д.
Мне посчастливилось наблюдать технику ба чжоу ( 八肘 ) в исполнении учителя Ченя. И хотя
я занимался только школой «богомола длинного? кулака» 長拳螳螂, мне показалось, что я увидел чрезвычайно много аналогий. Думаю, что дело в близости семейных традиций.
Кроме выше упомянутых мастеров, мне посчастливилось наблюдать выступления многих занимающихся танланцюань, начиная с учителя Qu3 Zhi4Jun1 (曲志君).
И если мне представится такой случай, то я обязательно их представлю.
оригинал